Salveblues:\Game Mechanics\Abilities>

Сальвеблюз

Часть 1а: Мировоззрение

Содержание


Мировоззрение

Вечный спор, который, возможно, никогда не затихнет - что же это такое, чем же эти гадкие буржуи назвали одним, непонятным нам словом alignment? И что вообще обозначает это слово? Вариантов его перевода очень много: мировоззрение, жизненные ценности, конфессия, убеждение и даже (велик и могуч) ориентация.

Итак, мировоззрение разделено на две шкалы - good-neutral-evil и lawful-neutral-chaotic. Начнем с добра - нейтралитета - зла. Добрым персонажем называется персонаж, который готов пожертвовать своим благополучием ради благополучия других. В нашем несчастном, но, увы, реальном мире такие люди называются альтруистами. Добро также подразумевает уважение к чужой жизни, чужой свободе и чужим чувствам. Злым, соответственно, именуется тот, кто без проблем готов пожертвовать чужим благополучием ради собственного. Зло подразумевает подавление, угнетение и убийство других. У некоторых злых существ просто нет сострадания к другим (но они убивают без злобы), другие активно распространяют зло, убивая других ради собственного удовольствия (или осуществляя таким образом плату какому-нибудь тёмному божеству). Не следует думать (это звучит глупо, но тем не менее является распространенным предрассудком), что зло даёт свободу, а добро закабаляет. Это не так с точностью до наоборот: добрые персонажи обычно сами выбирают свой путь, тогда как на злых подчас видно влияние других темных сил.

Нейтрал же готов пожертвовать как своим, так и чужим благополучием! Ради чего? Ради некой идеи, кодекса, морали и так далее. Для нейтрала важно, чтобы всё было хорошо и правильно у него и у его близких. Возможно, он даже пожертвует собой ради, например, защиты родной страны, но не ради проезжего рыцаря, которого он видит первый (и последний) раз в жизни. Вот такая простая разбивка. Конечно, все животные считаются нейтралами, потому как не в состоянии оценить всех достоинств добра и зла и лишь следуют своим инстинктам.

Но с этой шкалой все просто. Все гораздо сложнее со следующей шкалой - порядок - нейтралитет - хаос. Сложность здесь в том, что слово порядок для современного постсоветского человека почему-то ассоциируется с чуть ли не рабским следованием всем законам. В его понимании lawful - это не личность, а некий робот, который ищет, какому бы ещё закону ему сейчас последовать. А chaotic в их понимании это тот, кто просто делает, что хочет. Это самое распространенное мнение среди неискушенных ролевиков. Оно неверно, зато глупо. Есть ещё мнение, что lawful персонаж — это коллективист, а chaotic — индивидуалист. Это в принципе верно, но недавно я увидел ещё более лучшую точку зрения, о которой и расскажу.

Стало быть, о порядке - хаосе. Итак, lawful — это человек, серьезно задумывающийся над сделанным им выбором и подводящий под него стогую базу. Закон, вынесенный в название его характера, подразумевает честь, повиновение, дисциплины. Такой человек видит себя как часть общества. Естественно, что в любом обществе должны хотя бы минимально быть определены взаимоотношения тех, кто в него входит. И для блага всего этого общества лучше эти законы (требования, табу, договоры и так далее) соблюдать, в этом состоит обязанность каждого члена общества. Это не значит, что их нельзя нарушать ни в коей мере — можно и некоторые lawful-ы могут принципиально не следовать некоторым законам. Их закон находится внутри них, есть в них какая-то внутренняя грань, которую не дано перейти. Законопослушные персонажи считают, что подчинение законам сидит в каждом, поэтому люди, объединяясь, становятся сильнее — например, хорошо организованная армия сильней разрозненной толпы любого размера. Нередко (но не всегда) законопослушные персонажи косны и реакционны.

Chaotic - это индивидуалист. Хаос в данном случае подразумевает личную свободу, способность легко адаптироваться и гибкость мышления. Он не задумывается над тем, что делает и почему осуществляет тот или иной выбор. Он не может до конца дней своих считать себя частью какой-то организации, но не способен действовать с ней, как единое целое. Он скорее одиночка, способный иногда объединяться с другими до тех пор, пока его будут устраивать взаимоотношения в этом объединении (или пока тех, с кем он объединился, будут устаивать взаимоотношения с ним). Причины подобного неприятия социума могут быть ооочень разные.

И, наконец, нейтрал по шкале порядок-хаос. Это может быть неуверенный персонаж, могущий как следовать законам без особого напряжения со своей стороны, так и отделить себя от общества. Это может быть некий тип, следующий каким-то внешним, не исходящим от других людей законам, или же всеобщим для всего мира законам (таковы, например, друиды, следующие законам Равновесия. Этот закон (закон Равновесия) создан не людьми, а самим миром). Или же это персонажи, видящие себя частью всего мира, а не конкретной группы. В любом случае, нейтральные персонажи и уважают закон, и считают, что он не должен сильно притеснять. Они редко выступают открыто против существующих законов, хотя внутри себя могут их уже и отменить.

Выбор сей (между порядком, хаосом и нейтралитетом) может быть и осознанным, но обычно это просто черта индивидуума. Кстати, некоторые считают, что нейтральные персонажи, являясь колеблющейся частью, которая не в силах выбрать свою сторону — это плохо. Другая точка зрения (которой зачастую придерживаются именно нейтралы) состоит в том, что нейтралитет превыше выбора, посколько каждая из сторон полна недостатков.

Hе стоит связывать мировоззрение с прочими характеристиками очень сильно. Понятно, что реже встречается отчаянно некрасивый и неприятный персонаж, жаждущий получить признание окружающего общества, чем оный же, жаждущий опрокинуть это ненавидящее его общество в трясину войны и разрушения. Hо я отвлекся. Hекоторые осмеливались утверждать, что злых индивидуумов с большим интеллектом не бывает. Это не есть правда, даже самый умный древний змей красного дракона не станет добрым (разве что его поразит редкая у драконов болезнь - маразм). Аналогично странным кажется заявление (и такое было), что не существует очень умных и могучих добрых созданий. Тут как раз наоборот, в художественной литературе почему-то чаще всего зло имеет вид большой орды (сиречь толпы, охлоса) злобствующих индивидуумов, а добро, смело заступающее ему дорогу - в виде кого-нибудь одного (в самом крайнем случае - девяти) с белых сияющих доспехах. Какая мораль? Как это какая? Сильный воин, умный волшебник, ловкий монах, убедительный священник, мудрый друид, смелый паладин - все они могут себе найти место и работу по душе. Другое дело, что среди друидов редко встретишь отпетого злыдня, а среди паладинов - бандита.

Комбинации мировоззрений

Девять основных убеждений составляются как комбинация этих двух шкал. Каждые убеждения отличается от других. Иногда сильно, иногда незначительно. Каждый тип убеждений описан в следующих параграфах.

Добропорядочный (Порядок+Добро, "Крестоносец"): Персонажи с таким убеждениями верят, что порядочное, сильное общество с хорошо продуманными законами и правительством обеспечивает лучшую жизнь большинству людей. Для обеспечения лучшей жизни должны создаваться и выполняться законы. Когда люди уважают законы и пытаются помочь друг-другу, общество процветает. Следовательно, люди с таким убеждениями предваряют эти идеи в жизнь и приносят пользу большинству окружающих их людей. Они стараются наносить как можно меньше вреда другим и ненавидят безнаказанные злодеяния. Честные и упорные, порядочные и мудрые короли, или строгие, но честные министры и судьи это пример людей с убеждениями порядок-добро. Сильная сторона добропорядочного персонажа — сочетание чести и милосердия. Исторический пример: Святой Гелиеспий Слепой, служитель церкви Единственного Света, миссионер, объездивший полмира в проповедях и устранении тьмы и несправедливости.

Беспристрастный (Порядок-Нейтрал, "Судья"): Для персонажей с таким убеждениями выше всего стоит порядок и организация, традиции и неписанный моральный кодекс. Они верят в сильное, хорошо организованное общество, будь это тирания или демократия. В своих действиях они прежде всего стремятся нести выгоду для общества и власти, считая их превыше морали. Следователь или сыщик, который ищет преступника любой ценой или солдат, который никогда не задает вопросов — это хорошие примеры убеждений порядок-нейтрал. Доминирующая черта беспристрастного персонажа — любовь к закону, его сильные стороны — надежность и честность без фанатичности. Исторический пример: Моргин Последний Охотник на Великанов, основатель и глава клана Потерявших Дом, возродивший древний культ Заженной Печи и занявший в нем место Великого Магистра, дварфский идеал, охранник входа в пещеры клана Охотников на Великанов, сумевший вовремя отступить и спасти свой отряд, чтобы сообщить Дхрзаку о падении клана, впоследствии подхватил жезл власти из рук падшего от тьмы вождя и завершил войну, поставив к себе на службу и клан Поющих, и друидов, и даже самого Гектора, нашел для клана новое место и обустраивает жизнь клана там.

Злонамеренный (Порядок-зло, "Тиран"): Эти персонажи считают, что общество и его законы полезны, но только для них. Структура и организация возвышают тех, кто пришел к власти, так как создает четкую иерархию между правящими и слугами. То есть персонажи с таким убеждениям в первую очередь стремятся защитить свои интересы. Злонамеренный персонаж всегда сам берет то, что ему нужно, ограничиваясь собственными представлениями о правилах и не считаясь с интересами других. Часто другие страдают от законов, выгодных для таких людей. Эти персонажи следуют законам (из страха наказания?) и играют по правилам, но никогда не проявляют ни заботы, ни милосердия, ни сострадания. Так как они могут быть вынуждены выполнять невыгодный контракт или клятвы, они очень внимательно относятся к своим словам. Законы, если их не нарушать, неплохо защищают от недоброжелателей. После того, как они дали слово, они могут его забрать обратно только в том случае, если могут сделать это по законам общества. Тираны и деспоты, правящие стальным кулаком, жадные ростовщики — это примеры персонажей с убеждениями порядок-зло. У некоторых злонамеренных персонажей бывает табу (например, не трогать детей и стариков, или не убивать своими руками), которые вводятся в основном для того, чтобы сам персонаж ощущал себя выше беспринципных злодеев и мог таким образом причислить себя в "высшей касте злодеев". Некоторые (далеко не все) злонамеренные персонажи фанатично преданы идее тьмы и зла и всячески распространяют вокруг себя страдания и боль. Злонамеренные персонажи страшны и опасны тем, что никогда не останавливаются и методично плетут свою дьявольскую паутину зла и с её помощью держат в страхе и повиновении множество невинных существ. Исторический пример: Имхотеп Бессмертный, рыцарь смерти, много лет назад бывший паладином, мстящий тем, кто всё ещё носит в себе частичку света, глава самого большого Гнезда за историю Сальвеблюза.

Добро безразличный (Нейтрал+Добро, "Благодетель"): Эти персонажи верят, что силы Равновесия важны, но они относятся только к Порядку и Xаосу и не ограничивают добро. Так как мироздание огромно и в нем живет множество существ, преследующих свои цели, решение нести добро не нарушает Равновесие и даже может его поддерживать. Если возможно поощрять добро с помощью организованного общества, это делать просто необходимо. Если добро можно принести, только нарушив общественный порядок, его надо нарушить. Социальная структура не имеет значения. Барон, который нарушил приказ короля, уничтожить что-то, что тот считает злым — это пример персонажа с убеждениями нейтрал-добро. Добро безразличный персонаж делает добро другим просто потому, что ему велит так его сердце, доминирующая его черта — доброта, он творит добро, не оглядываясь на сильных мира сего. Исторический пример: Отто Певец, вначале странствующий певец и музыкант, потом могучий волшебник, побывавший во многих местах и всегда удивлявший окружающих немножко наивной добротой.

Полностью безразличный (Нейтрал-нейтрал, настоящий нейтрал, "Соблюдающий середину"): Истинно нейтральные персонажи верят в непрерывное равновесие сил и они не разделяют все на добро и зло либо не отдают предпочтение ни одному из этих путей. Так как большинство людей всё же выносят подобные суждения, истинно нейтральные персонажи встречаются крайне редко. Нейтралы избегают того, чтобы оказаться на стороне какой-то из сил - добра или зла, порядка или хаоса. Их долг следить за тем, чтобы Равновесие мира оставалось непоколебимо.

Истинно нейтральные персонажи иногда оказываются втянуты в союз с какой-то из сторон. Случается, что они меняют стороны, исходя из сложившейся ситуации, иногда даже в ситуациях, когда ранее проигрывавший становится победителем. Истинно нейтральный друид может примкнуть к местному барону для того, чтобы разбить племя злых гноллей, но только разбить, и он может сменить сторону, когда гнолли окажутся на грани истребления. Он старается предотвратить полное господство одной стороны над другой. Ещё раз: истинно нейтральных людей в мире крайне мало. Ещё меньше среди них тех, кто посвятил себя философии нейтральности — такие существа видят в порядке, хаосе, зле и добре опасные крайности, коих стараются избегать.

Нейтральный персонаж всегда поступает так, как считает нужным, в полном соответствии с собственной философией, несмотря на то, что со стороны это может казаться метанием из одного лагеря в другой. Исторический пример: Морденкайнен Непревзойденный, полностью посвятивший себя изучению искусства магии и создания Гильдии Магов и Алхимиков, редко вмешивающийся в дела, не относящиеся к этому прямо или косвенно.

Зло безразличный (Нейтрал-Зло, "Злодей"): Таких персонажей в первую очередь интересует собственная выгода и успех. Они особо не отказываются работать с другими, но всё время "тянут одеяло на себя". Их интересует только собственная выгода. Если они могут быстро и легко получить прибыль, легально, сомнительно или незаконно, они идут на это. Вообще, зло безразличный персонаж делает всё, что ему нравится, если это не влечет за собой неприятностей (он уверен, что его не поймают). Xотя такие персонажи не считают, что каждый живет только для себя, они не сомневаются, что их могут предать их друзья и компаньоны для получения собственной выгоды. Среди сил, заставляющих их предано служить, деньги и власть стоят на первых местах. Обычно их поведение ведет к тому, что они медленно и верно приобретают то, что доставляет им такое удовольствие, не считаясь с моральными аспектами. Беспринципные наемники, обычные воры и "двойные агенты", придающие других ради собственного благополучия — это типичные примеры персонажей с убеждениями нейтрал-зло. Зло безразличные персонажи будут убивать, если им это нравится (и если их не могут за это наказать), но если даже какому-то персонажу не нравится убийство ради убийства, он вполне допускает его ради других целей. Подобные персонажи не жалеют своих жертв, просто не придают значения их чувствам. Некоторые из них верят во зло как идеал и совержают злые поступки для его (идеала) продвижения (например, служители церкви Гунтерианства). Доминирующая черта характера — злоба, без малейшего понятия о чести. Исторический пример: лич Кейтракс Башня-на-Круче, устроивший себе дом в неприступной башне в Тёмных Горах (когда они ещё не назывались тёмными) и терроризирующий местное население задолго до прихода Имхотепа, воспитавший как друзей, учеников и удобных посланцев Эварда Чёрного и Хобба Големостроителя.

Hепредсказуемо добрый (Xаос-Добро, "Мятежник"): Такие персонажи суть ярко выраженные индивидуалы с примесью доброты и благожелательности. Они верят в добру и правду, не обращают внимания на законы и правила. Действуют они всегда только так, как подсказывают им их чувства, не оглядываясь на мнение других. Они не относятся к людям, которые "пытаются растолкать народ и сказать им что делать". Их поступки определяются их моральными принципами, которые, хотя и имеют в основе добро, не всегда согласуются с законами общества. Смелый первооткрыватель — это хороший пример персонажа с убеждениями хаос-добро. Непредсказуемо добрые существа, безусловно, верят в Добро, но считают, что оно должно исходить из людских сердец, а не со страниц книг и кодексов. Они не любят, когда кто-то пытается учить их, как и что делать. Сильная сторона такого персонажа — в сочетании доброго сердца и свободного духа. Исторический пример: Дхрзак Меткий Шлем, вождь большого дварфского клана Охотников на Великанов, покинувший родное место и поставивший под угрозу (в конечном итоге приведшую к трагедии) собственный клан, но осмелившийся первый открыто и сильно выступить против Имхотепа Бессмертного, победивший его и выигравший войну ценой своей жизни и жизни клана.

Безучастный (Xаос Нейтрал, "Свободный духом"): Эти персонажи верят, что порядка не существует, в том числе в их действиях. С этим основным принципом они склонные делать то, что приходит им в голову в текущий момент, следовать всем своим капризам. Добро и зло не влияют на их решения. С такими персонажами очень трудно общаться. Такие персонажи известны как весельчаки и любители риска, и они следуют только своим желаниям. Они ценят свою свободу, но не считают себя обязанными защищать свободу других, они не любять подчиняться кому-либо, не чтят традиции. Они ненадежны. Им нельзя доверять ответственные дела! Это убеждения очень сложно отыграть. Большинство лунатиков и сумасшедших имеют убеждения хаос-нейтрал. Основная черта безучастного персонажа — хаотичность, ему наплевать как на друзей, так и на врагов, как на подчиненных, так и на начальство. Исторический пример: сумасшедший гном Гробсахтвигн, псионик и ветеринар, инженер и стратег, пивовар и хлебороб, поэт и музыкант, моряк и шахтер, не ушедший из Тёмных Гор вслед за королем Ульваном, выдержавший иго сначала Кейтракса, а затем Имхотепа и помогший потом Гипериону и Адзерссу свергнуть его, незаметно погибший где-то в дыму битвы.

Hепредсказуемо злой (Xаос-Зло, "Разрушитель"): Делает то, что подсказывают ему его жадность, ненависть к другим или страсть к разрушениям. Такие персонажи гибельны для всего хорошего и организованного. Они вспыльчивы, порочны, жестоки и непредсказуемы, мотивируются только своими личными целями и желаниями. Они считают, что если они нуждаются в чем-то, то надо достигнуть этого любыми способами. Законы и правительство это инструмент слабых и не бесполезный для них. Сильный имеет право взять то, что он хочет и слабый может быть порабощен. Когда такой персонаж объединяется с другими, он делает это не для выгоды сотрудничества, а чтобы стать более сильных для противников. Такие группы держатся только за счет сильного лидера, способного удержать норов других в повиновении себе (убивающий непокорных) либо временная опасность для всех. Такое лидерство основывается на силе и лидер может быть смещен при первом признаке слабости любым способом. Кровожадные пираты и монстры с низким Интеллектом это прекрасные примеры персонажей с убеждениями хаос-зло. Если непредсказуемо злой человек не имеет особой философии, он просто может быть назван безжалостным и жестоким, если же ему посчастливилось найти подходящую ему доктрину, его гнусные качества удваиваются. К счастью, такие люди не способны к организации и совместным долговременным хорошо спланированным действиям. Непредсказуемо злые существа опасны тем, что ненавидят и уничтожают не только красоту и жизнь, но вообще любое их проявление. Исторический пример: черный монах Хеома Неуловимый, всю жизнь проведший в бегстве от многочисленных врагов, приносящий несчастье в любое место, в котором появлялся. Свергнутые короли, развязанные войны, сожженные леса и города — вот типичные примеры следов поездки Хеомы.

Существа без убеждений: кроме описанного выше, некоторые субъекты - особенно неразумные монстры (деревья-убийцы, едкая плесень и т.п.) и животные - никогда не мотивируют свои поступки моральными или этическими соображениями. Такие существа не имеют убеждений. Собака, даже если она хорошо натренирована, не признает ни добро ни зло, ни порядок, ни хаос. Это просто собака! Убеждения этих существ всегда считается нейтральным.


Источники: для данной части я использовал материалы PHB 2ed, PHB 3ed, DMG 2ed, SRD 3.5, Сетевое Приложение к DMG AD&D 2ed
и статьи Эрла, Маккавити и ещё кого-то об алигнменте.
Содержимое таблиц и их вид может (и должен) не совпадать с оригиналом.
© Radaghast Kary 2002-2003