Castle and Lightning:\Legends>

Сальвеблюз

Жанры фольклора

Анекдот - один из прозаических жанров фольклора, близкий к сатирическим сказкам и взаимодействующий с ними. Анекдот представляет собой краткий устный рассказ о забавном случае, смешном проишествии. Анекдот широко используется в художественной литературе, становясь основой смешного рассказа или эпизода в большом произведении.

Примеры: многочисленные анекдоты про чукч/бельгийцев/эстонцев/финнов, про Штирлица или Чапаева.

Баллада - хоровая песня или небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными проишествиями.

Примеры: баллада о Робин Гуде, песнь о вещем Олеге.

Былина - героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и таких исторических событиях, как великие войны, создание новых государств, etc. Как повествовательному произведению, былине присущ особенный песенно-эпический способ отражения реальности. Былины образуют циклы, т.е. объединены по темам и героям. Богатыри служат великим и мудрым правителям. Объединение земель вокруг мудрого правителя и служба ему оцениваются как условие могущества. С этой точки зрения осуждается всякое отступничество от патриотического долга. Былины сохранились для культуры и науки благодаря сказителям-крестьянам.

Примеры: цикл сказок об Илье Муромце.

Духовные стихи - нравоучительный жанр народной поэзии, поэмы и песни религиозного содержания на сюжеты церковных легенд, которые распевались в старину нищими, слепыми и бродячими сказителями, каликами перохожими.

Примеры: ???.

Легенда (от лат. legenda - то,что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) - один из прозаических эпических жанров, народный рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. В легенде в основе повествования лежит фантастическое. Обычный сюжет легенды - различные темы книжных церковных сказаний, житий святых, апокрифов. Немало легенд было создано о великих грешниках и народных заступниках. Легенды отличаются неустойчивым текстом и свободной формой, что создавало возможности для импровизации и контоминации. Легенда всегда были тесно связаны с преданиями и сказками.

Примеры: Король Артур и рыцари...

Мартиролог (греч. martyrologion - от martyros - мученик и logos - слово, сказание) - сборник повествований о мучениках и святых либо перечень перенесенных кем-либо страданий.

Примеры: ???

Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существовании божественных сил. Поэтому непременный персонаж мифа - божество, иногда подразумеваемое, по воле которого, как представляли древние, устроена жизнь. Миф содержит в себе догадки о законах природы. Часто в мифе выражается человеческая беспомощность, но столь же часто - полезность жизненного опыта. В наивно-фантастической форме в мифе раскрываются черты общественной жизни, человеческой психологии.

Примеры: греческие легенды.

Hовелла (итал. novella) - малый повествовательный жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами символики.

Примеры: "Пиковая дама" Пушкина.

Притча Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка басне, однако смысл притчи всегда более глубокий: она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному поводу. Нет в притче и традиционных условных персонажей басни (животных). С древних времён притча имела морально-религиозное содержание. В притче часто нет характеров; время, часто и место действия неконкретны, нет показа событий в развитии, так как притча не изображает, а сообщает, и самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель. Особенность жанра притчи в том, что повествование в ней движется как бы по кривой, поэтому притчу иногда называют параболой. Автор начинат разговор с предмета, далекого от его действительного замысла, и к нему же возвращается в конце, удаляясь от того, что составляло главную цель его повествования. В особо крупных притчах могут быть и характеры, и обстоятельства, и развитие действия, но сюжет в этом случае важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое видение вещей и заставить задуматься над этим.

Примеры: притчи Соломона.

Рассказ - малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. - и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Примеры: "Если" Шекли, "Десантники" Стругацких.

Сага - древние скандинавские прозаические повествования. Сагам присущи исторический и бытовой реализм, психологизм, эпическая простота.

Примеры: саги о королях Hорвегии, саги о епископах Исландии.

Сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде делались неотделимым свойством этой фольклорной прозы. В сказке люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительный исход активности человека. Вымысел в сказке стал поэтической условностью, воплотил в себе мечты об иной жизни, в кот царит справедливость (часто относятся к т.н. Золотому Веку).

Примеры: "Властелин Колец" Толкина.

Эпопея (от эпос и греч. poieo - творю) - обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. Обычно это сложная, продолжительная история, включающая ряд крупных событий.

Примеры: "Илиада" Гомера, "Махабхарата" Вьясы, "Война и мир" Толстого.

Эпос (греч. epos - слово - повествование) - повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос - эпическая поэма. Источник ее сюжета - народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная. Древние жанры эпоса - повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы.

Примеры: "Энеида" Вергилия, "Сага о Форсайтах" Голсуорси.


При подготовке этого документа были использованы материалы сайта фольклор.ру и всевозможных энциклопедий.
© Radaghast Kary 2002